Суббота, 20.07.2019, 00:33
Приветствую Вас Гость | RSS

МБОУ "Спеховская средняя общеобразовательная школа"

Меню сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Урок русского языка в 4 класса "Дательный падеж"

Тема: Дательный падеж имен существительных.

Тип урока: введение нового знания

Предмет: русский язык

Класс: 4, общеобразовательной школы

УМК: Образовательная система «Школа 2100»

Учебник: Русский язык. Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В. Пронина

Учитель: Стрельникова Жанна Анатольевна

 

Цель урока: научить детей определять дательный падеж.

 

Ожидаемые результаты:

Предметный: уметь определять падеж имени существительного, уметь правильно применять изученное правило.

 

Познавательные: рефлексия способов и условий своих действий, контроль и оценка своих действий. Искать пути решения проблемы, строить логически обоснованные рассуждения. На основе анализа объектов делать выводы, группировать слова по самостоятельно выбранным основаниям.

Коммуникативные: планировать учебное сотрудничество с учителем и со сверстниками. Развивать умение слушать и понимать других.

Регулятивные: Развивать умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника, учиться действовать по алгоритму; проявлять ответственность за собственный выбор и результаты своей деятельности; умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя.

 

Технологическая карта урока русского языка.

 

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формируемые УУД

1.Организация класса. Самоопределение

к деятельности.

(Слайд). Учитель:

«Всем, кто хочет добиться успеха в изучении языка, нужно научиться
открывать его тайны» (М.В. Ломоносов)

 

- Сегодня на уроке мы продолжим с вами открывать тайны нашего родного русского языка.

Включение в работу

Уважение к учителю и сверстникам,

самоопределение

(личностные)

Целеполагание (регулятивные)

2.Актуализация знаний.

1) Я – самая представительная часть речи. Почти каждое второе слово в нашей речи – это я.
Я – наиболее самостоятельная часть речи. От меня образуется прилагательное.
Я – ведущая часть речи и в грамматике. Имею род, число, падеж, склонение.
Я – важнейшая часть речи. По наблюдениям ученых, я появилась в речи в числе самых первых слов. Давно живу я в мире этом, даю названия предметам.

- О какой части речи можно так сказать? Какую часть речи мы продолжим изучать?

 

2) Беседа «Что мы знаем об имени сущ.?»

Что такое имя сущ.?

 Морфологические признаки.

- Какие морфологические признаки имени сущ. мы знаем?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Имя существительное.

 

 

 

 

 

-Часть речи

-Предмет

-Кто? Что?

-Изменяется по числам и падежам, имеет род

-Главным, второстепенным

 

Постоянные,   непостоянные 

-Собст.(нариц.)     - число                               -одуш.(неодуш.)   - падеж

-род;

-склонение.                                                                      

Умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь учителя

 (коммуникативные).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учатся находить ответы на вопросы, используя ранее полученную информацию

 (познавательные)

 

 

 

 

 

3. Пальчиковая физминутка.

Массаж рук. “Семья”.

Пальцы обеих рук сжаты в кулак. Локти стоят на столе. Начиная с мизинца, дети одновременно перекатывают тренажёр от одного пальчика к другому.

Этот пальчик – бабушка.
Этот пальчик – дедушка.
Этот пальчик – папа.
Этот пальчик – мама.
Этот пальчик – я.
Вот и вся моя семья.

- Откройте тетради. Запишите дату и вид работы.

Дети выполняют упражнение с проговариванием.

 

4. Языковая разминка.

Запись под диктовку предложения.

 Работа над предложением.

 

 

Лепестки розы опали, и в моей ладони остались шипы.

 

1) Выполните синтаксический разбор предложения.

 

2) Найти существительные. Определить падеж.

Запись предложения в тетрадь. Коллективная проверка.

Учащиеся выполняют разбор предложения, один ученик у доски.

Работа по заданию. Определение падежей с обоснованием.

Анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, работать по способу действия (познавательные)

Осуществлять самопроверку и взаимопроверку (коммуникативные, личностные)

5. Постановка учебной проблемы.

Мы сегодня познакомимся с падежом, про который Лежебокин, герой стихотворения Г. Граубина сказал:

«Такой падеж …

 Я с детства не терплю:

 Давать,

 Делиться чем-нибудь

 С друзьями

  Не люблю»

                     (Георгий Граубин)

- Правильно. Речь идет о дательном падеже.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Дательный падеж.

 

 

 

 

Уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других (коммуникативные).

Уметь ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов (познавательные).

 

6. Поиск решения

(открытие нового знания, формулирование правила)

 

1) Давайте прочитаем текст.

-Каким было первоначальное значение дательного падежа.

 

2). Упр. 144, с. 110

– Лев Успенский в своей книге «По дорогам и по тропам языка» назвал главу о Дательном падеже «Щедрый падеж». Как вы думаете почему? (уточнение значение слова щедрый в толковом словаре)

Я называюсь дательным,

Работаю старательно.

Кому отдать? К чему призвать?

Лишь только я могу сказать.

С предлогом к и по дружу,

Но и один гулять хожу.

 

3). – Придумайте свое название этому падежу.

Вывод: Сущ. в Д.п. часто указывают на лицо, для которого совершается действие, точнее на лицо, которому что-то дают.

- Чтобы узнать Д.п., какое слово надо поставить?

- Какие вопросы ставим к Д.п.?

 

4) –Прочитайте предложение. Вставьте подходящие предлоги.

 

На слайде:

Туристы шли … реке … лесу.

- Запомните эти два предлога дательного падежа.

Работа по учебнику.

 

 

 

Работа со словарем.

 

 

 

 

 

 

 

 

- Подарочный, щедрый, добрый и т.д.

 

 

-Дать, подарить.

 

Кому? Чему?

 

 

 

 

 

- к, по.

Высказывание предположений на основе наблюдений. Формулирование темы и проблемы урока (регулирующие).

 

 

 

Работа со словарем (познавательные).

7. Первичное закрепление.

Чтение стихотворения Т. Рик. (слайд с картинкой).

Если б я названия 
Падежам давал, 
Я б тогда дарительным
Дательный назвал!

 

- Найдите существительные в дательном падеже.

 

 

Вывод: - Итак, давайте расскажем, что мы узнали о Д. п.

Работа в парах. Дети ищут в тексте и называют сущ.

 

 

 

 

 

Дети говорят, открывается таблица на слайде. Учащиеся заносят ее в тетрадь.

Дательный падеж:

Кого? чего?   Дать к, по

Умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач, рефлексия способов и условий действия (познавательные);

инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации (коммуникативное)

8. Применение нового знания.

Упр.145, с.111

-Раскрыть скобки, поставить сущ. в Д.п.

1 предложение – коллективно с комментированием;

2,3 предложение – 1 вариант

4,5 предложение – 2 вариант

- В каком падеже вы записали все существительные?

Работа в тетради.

 

 

 

 

 

Проверка.

- В дательном падеже.

Умение делать выводы, применять полученные знания (познавательные)

9. Физминутка.

Я проговариваю словосочетания. Как только слышите сущ в Д.п. вы хлопаете.

Нет – вы приседаете.

 

Плывёт по реке(Д), вижу сестру(В), подарок бабушке(Д), вышел из школы(Р), подошли к лесу (Д), варенье из вишни(Р), стоит у стены(Р), подъехали к городу (Д).

- Молодцы.

 

 

 

 

 

 

Коллективная работа обучающихся.

Предупреждение общего утомления, переключение учащихся с умственной деятельности на умственно- физическую.

10. Включение новых знаний в систему знаний и повторение.

Самостоятельная работа

-Какие падежи мы уже знаем? (вопросы, предлоги)

 

 

 

- Определите падежи имен существительных

В.. – в, на, за, под, через, про)

Р. – у, от, до, из, с, без, около, вокруг, для)

Д. – к, по

Самостоятельная работа по индивидуальным карточкам, определение падежей у имен существительных.

Коммуникативные, познавательные

 

 

 

Уметь работать по заданию упражнения и по заданию учителя.

(предметные)

12. Рефлексия.

1) Блиц-опрос.

- Я проговариваю предложение. Если я говорю правильное утверждение, ставите букву – П, если неправильное – ставите – букву – Н.

Имя сущ. изменяется по родам.

В русском языке 5 падежей.

Сущ. в Д.п. имеют всего 2 предлога.

В предложении сущ. в В.п. является подлежащим.

Сущ. в Им.п. всегда употребляется с предлогами.

Р.п. отвечает на вопросы кого? чего?

 

2) – Поменяйтесь тетрадями, проверьте работу.

 

На слайде:

Н Н П Н Н П

 

- Кто выполнил работу без ошибок?

-С одной ошибкой?

Обучающиеся работают в тетради.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Проверка и оценивание работ друг у друга.

Способность к самооценке и оцениванию других на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные).

Уметь вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок (Регулятивные).

13. Итог урока.

-Какие новые знания вы получили на уроке?

-С каким падежом мы сегодня познакомились?

- На какие вопросы отвечает Д. п.?

- Какие предлоги помогают определить Д. п.?

- Как еще называют дательный падеж? (дарительный)

-Что вызвало затруднение? Почему?

-Что тебе запомнилось больше всего?

 

 

14. Дом. задание.

-Упр. 4, с 118

- учить изученные падежи (вопросы, предлоги, вспомогательные слова)

Запись дом. задания

 

 

Резерв:

Работа в парах (по три словосочетания)

 – Определите падежи имен существительных (в одном столбике имена существительные, во втором падежи).

Сижу за партой                 Р.п

иду по дороге                    В.п.

стучать в окно                  Д.п.

бежать к маме                   П.п.

говорить о погоде             Д.п.

 строил около реки           Т.п.

 

Проверка на доске:

Сижу за партой   Т.п

иду по дороге    Д.п.

стучать в окно   В.п.

бежать к маме    Д.п.

говорить о погоде   П.п.

 строил около реки   Р.п.

 

 

 

Приложение 1.

Утверждения

 

Начало урока

+/-

Конец урока

+/-

1.

Вспомогательные слова для вопросов к именам существительным в дательном падеже:

дать, дарить.

 

 

2.

Вопросы, на которые отвечают имена существительные в дательном падеже:

кому? чему?  (где? куда?)

 

 

3.

Предлоги, употребляемые с именами существительными в дательном падеже:

для, около

 

 

4.

В предложении имя существительное в дательном падеже является подлежащим.

 

 

 

Приложение 2.

                В. п

Р. п

Д. п

Вопросы и вспомогательное слово

 

предлоги

 

Вопросы и вспомогательное слово

предлоги

Вопросы и вспомогательное слово

предлоги

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вход на сайт
Поиск
Календарь
«  Июль 2019  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 4