Суббота, 21.09.2019, 22:16
Приветствую Вас Гость | RSS

МБОУ "Спеховская средняя общеобразовательная школа"

Меню сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Урок истории в 5 классе "Рим во времена Нерона"

 Рим во времена Нерона

Урок истории в 5 классе

 

Цель: на основе изучаемого фактического материала формировать умение работать с историческими источниками, давать оценку исторической личности, развивать критическое мышление, способствовать формированию положительных нравственных ценностей у ребёнка.

Вид: эвристическая беседа с элементами лабораторной работы

Метод обучения: эвристический

Технология: технология развивающего обучения

 

План урока

 

  1. Актуализация темы. Постановка вопроса « Портит ли неограниченная власть правителягосударства?» ( на него отвечаем в конце занятия)

  2. Сочинение Светония как исторический источник:

    а) освещение начала правления Нерона.

    б) освещение второй половины императорства Нерона( учитель)

    2.3. выявление причин перехода Нерона к тирании.

    3. Пожар Рима и гибель христиан – закономерный этап деятельности императора?

    4. Подведение итогов урока.

     

    Ход урока

     

  3. Актуализация темы.

     

    Учитель:

    - Перенесёмся в июльскую ночь 64-го года. Гигантский город, вечный город, как называли его сами жители, превратился в грохочущий вулкан. По ночам было видно, как колонны Колизея раскаляются и светятся красноватым светом. Тысячи костров вокруг Рима, зажженные потерявшими кров людьми, напоминали человеку, наблюдавшего гибель города, враждебный лагерь. Кто же Он, с восхищением созерцавший пожар Рима?

     

    Возможные ответы:

    - Варвар, вождь варваров. Варвары могли поджечь безуспешно осаждаемый город, теперь радоваться его гибели.

    - Царь парфян, ведь известно то, что римляне долгое время сражались с Парфянским царством.

    - Раб. Горящий город уничтожил его тюрьму, и он, раб, теперь свободен.

     

     

     

    Учитель:

    - На самом деле стоявший на балконе и наблюдавший гибель города человек – император Рима Нерон. Тема урока: «Рим во времена Нерона», т.е. в 60-е годы I века. О чём мы узнаем на уроке?

     

    Возможные ответы:

    - Познакомимся с деятельностью Нерона, порядками и законами, которые он ввёл.

    - Узнаем: больше отрицательного или положительного было в деятельности императора   

    Учитель                                                                                                                                          -  определим, согласны ли вы с утверждением, что неограниченная власть портит правителя

     

    2. Сочинение Светония как исторический источник.

     

    Учитель:

    - Среди античных правителей Нерон – фигура незаурядная, неоднозначная. Чем же он себя прославил? Великими победами подобно Ю.Цезарю или мудрыми законами подобно греческому правителю Солону? Подумайте, из каких исторических источников мы могли бы получить информацию о периоде императорства Нерона?

     

    Возможные ответы:

    - Это могут быть статуи императора, остатки сооружений, построенных по его приказу, например, стадион, театр, водопровод.

    - Законы, изданные правителем.

    - Легенды, воспоминания современников, посвященные Нерону.

     

         2.1. Освещение начала правления Нерона.

     

    Учитель:

    - Исторические сочинения – один из важнейших источников. Ознакомьтесь с отрывками из сочинений современника Нерона, писателя Светония, характеризующего начало его правления. Прокомментируйте прочитанное.

     

    Работа с источником – 4 минуты.

     

    Возможные ответы:

    - Нерон хотел быть хорошим правителем, как Август. Он даже облегчил жизнь народа, сократив налоги.

    - Он не был жестоким: не хотел подписывать смертные приговоры. Он любил мать, значит, был способен любить и других людей.

    - Нерон стремился быть честным: сократил награды доносчикам.

    - Император заботился о народе: устраивал для него развлечения, игры.

    - Нерон должен быть мудрым правителем, ведь его воспитывал и помогал ему управлять философ Сенека.

     

         2.2. Освещение второй половины императорства Нерона.

     

    Учитель:

    - Однако есть   вторая часть документа –Светония, посвящённые второй половине правления Нерона. Кроме того есть работа историка Тацита, детство которого прошло в правлении Нерона, рассказ о казни рабов и пожаре Рима                                   Работа с документом. Прокомментируйте.

    Возможные ответы:

    - Император изменился в худшую сторону. Он стал жестоким – расправился с матерью …

    - Он растрачивал  казну по своей же вине на зрелища и завоевание любви у народа, а теперь ищет незаконные способы её пополнения.

    - Он стал подозрительным, казнил невиновных людей, как в случае с рабами..

    - Нерон не терпел советов, принудил к самоубийству Сенеку.

     

         2.3. Выявление причин перехода Нерона к тирании.

     

    Учитель:

    - Итак, речь в первом и втором документах идёт об одной и той же личности – императоре Нероне. Чем же можно объяснить противоречия в его поступках и деятельности?

     

    Работа в микрогруппах – 4 минуты.

     

    Возможные ответы:

    - Нерон стал императором не вполне законно и боялся быть свергнутым или убитым, как и его предшественники. Отсюда и подозрительность,  и коварство.

    - Император оказался слабым хозяином, и он пытается пополнить казну за счёт убийств богатых людей.

    - Нерон со временем почувствовал вкус к власти, и ему доставляло удовольствие решать судьбы людей, как бы быть Богом.

    - Полюбив власть, он разлюбил советчиков и всех, кто его хотя бы немного критиковал, Нерон казнил.

    - Само время, эпоха Нерона были жестоким. Нравы римлян были жестокие, развлечения – кровавые. Даже римские боги участвовали в кровопролитии, воюя друг с другом. Чему же удивляться: Рим получил «достойного» правителя.

     

    Учитель:

    - Многие из вас полагают, что Нерона испортила сама власть. Вкусив её, человек, даже хороший изначально, меняется в худшую сторону. Но можем мы утверждать, что власть обязательно разлагает личность правителя?

     

     

     

    Возможные ответы:

    - Власть всегда портит человека. Даже талантливый полководец Юлий Цезарь, получив ту самую власть над людьми, государством стал называть себя императором, восседал по-царски и на царском троне.

    - Власть отрицательно влияет на человека. А. Македонский и «Илиаду» читал, и у Аристотеля учился, а как только завоевал огромные территории, так и стал называть себя Богом, требуя почестей, поклонения.

    - Я не согласен. Не всегда власть портит политика. Солон, афинский архонт, всегда был честным. Он убрал долговые камни с полей бедняков,  не о себе заботясь. А народные трибуны братья Гракхи погибли за дело плебса, пытаясь вернуть ему землю.

    - Во время Нерона коварство, интриги были нормой жизни государственных лиц. Не один Нерон был жесток, даже Сенека (философ) плёл кровавые интриги.

     

    Учитель:

    - Многие исторические личности заслужили прозвища либо от историков, либо от своего народа: Ярослав Мудрый, Карл Смелый, Ричард Львиное Сердце, Святополк Окаянный… Исходя из информации, полученной вами из источников, придумайте Нерону достойное прозвище.

            

    Учитель:

    В своих рассуждениях и объяснениях по поводу прозвища императора Рима вы, в основном подчеркивали негативные поступки, отрицательные качества личности Нерона. Таким образом, у вас уже сформировалось мнение, каким должен быть политик, глава государства. Выскажите, аргументируя, свою точку зрения, желательно, используя исторические аналогии.

     

    Возможные ответы:

    -Глава государства должен быть смелым и талантливым военачальником, как, например, А. Македонский или спартанский царь Леонид. Но он не должен сравнивать себя с Богом.

    -Руководитель страны должен быть мудрым, как Соломон и трудолюбивым, как Петр I

    -Он должен быть образованным, стремиться к знаниям, как, например, Ярослав Мудрый, потому что в книгах можно найти ответы на многие вопросы.

     

    4.Подведение итогов урока:

    Учитель:

    -Поступки, деяния Нерона подвели к логическому концу. Восстали провинции, недовольные налоговым гнетом. Сенаторы воспользовались возможностью избавиться от мстительного, коварного императора, низложили его и принудили покончить с собой. Такова учесть многих диктаторов. Каковы же итоги правления  императора Нерона? О чем вы узнали сегодня на уроке?

    Домашнее задание: параграф 55

  4.  Презентация к уроку /_tbkp/_tb1/prezentacija1.pdf
     

Вход на сайт
Поиск
Календарь
«  Сентябрь 2019  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 4