Суббота, 21.09.2019, 22:32
Приветствую Вас Гость | RSS

МБОУ "Спеховская средняя общеобразовательная школа"

Меню сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Урок истории в 5 классе «Искусство Древнего Египта».

Тема: « Искусство Древнего Египта».

Форма урока: урок- путешествие ( презентация)

Тип урока: урок изучения нового материала по теме “Древний Египет” в 5 классе

Оборудование:

  • учебник А.А. Вигасина, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкой “История Древнего мира”, М.: “Просвещение”, 2002;

Цели и задачи урока: В ходе изучения нового материала у учащихся должно сложиться представление об уникальности памятников культуры Древнего Египта.

Ознакомить учащихся

  • с первыми в мире монументальными постройками из камня (пирамиды и храмы Древнего Египта);
  • с особенностями древнеегипетских скульптуры и живописи.

Продолжить

  • формирование навыков учащихся получать информацию от исторической карты, давать словесное описание местоположения объекта на карте;
  • формирование умений анализировать визуальные образы.

Способствовать

  • пробуждению и поддержанию интереса учащихся к памятникам культуры древних народов, пониманию необходимости сохранять культурное наследие;
  • расширению кругозора учащихся и формированию у них эстетического вкуса.

Этапы урока:

  1. Постановка целей урока. Организация путешествия( заполнение «маршрутных листов» вместе  с учителем).
  2. Первое из чудес света.

Первая остановка – пирамиды  ( работа с картой).

  • Найдите и покажите на карте район пирамид.
  • Как вы догадались, что это именно то место, о котором вас спрашивают?
  • Определите словами, где находится долина пирамид.
  • Каким знаком на карте отмечены места каменоломен?
  • Где находится ближайшая к долине пирамид каменоломня?

Рассказ о самых известных пирамидах  Джосера, Хефрена, Хеопса.

Пирамида Хеопса:

Построена в 2600г. до н.э.“Величайшая из пирамид – пирамида Хеопса. Она была построена в двадцать восьмом веке до н.э. Её создал племянник фараона по имени Хемиун. Высота этой пирамиды 147 м. Это соответствует современному зданию высотой около 50 этажей. Длина основания пирамиды 250 м. Пирамида сложена из блоков золотистого известняка весом от 2,5 до 30 т. Они ничем не скреплены и держатся на месте силой собственной тяжести. Даже в наше время невозможно объяснить ту невероятную точность, с которой древние египтяне обрабатывали и ставили один на другой эти каменные блоки. Зазоры между ними не превышают полмиллиметра. Неприметный вход на северной стороне пирамиды ведет в тесный коридор. Пройдя по нему, можно попасть в маленькую тесную скрытую в глубине пирамиды погребальную камеру. Там находится гранитный, давно пустой саркофаг фараона. По Вентиляционной системе в комнату поступает сухой воздух пустыни, который долгие годы способствовал сохранению мумии фараона.

Рассказ о загадках пирамид:

  • Кто строил и зачем? Для чего служили?
  1. Большой Сфинкс.

Дать определение « сфинкс»

Длина большого сфинкса 64 м., а высота - 20 м. Уже в глубокой древности сфинкса засыпали пески. Молодой царевич, будущий фараон Тутмос однажды после охоты задремал в его тени и услышал голос каменного исполина. Сфинкс попросил освободить его от тяжести песка. Став фараоном, Тутмос исполнил эту просьбу и приказал украсить сфинкс плитой с рельефом и надписью, повествующей об этом событии.

Арабы называли большой сфинкс “отцом ужаса”. Почему?

У современного человека эта фигура вызывает ощущение спокойной силы.

Сфинкс, как и пирамиды, является символом египетской культуры.

  1. Долина царей. ( рассказ учителя)
  2. Гробница Тутанхамона.

Открыта в 1922г. археологом  Картером. Единственная неразграбленная гробница. Уникальна своими предметами, всего было найдено 143 золотых предмета. Самое удивительное -  золотой саркофаг( дать понятие).

  1. Мумия. ( дать определение).

Согласно верованиям египтян, душа умершего время от времени возвращается из царства Осириса и вселяется в мумию. Если душа, прилетев в гробницу, не обнаружит мумии, она погибнет и её загробная жизнь прекратится. Однако мумия недолговечна, поэтому в гробницу ставили каменную или деревянную статую умершего, в точности воспроизводящую его облик. Верили, что душа может вселиться в статую, если мумия не сохранится.

Рассказ о мумифицировании.

  1. Египетские храмы.

Что такое храм? Кто такие жрецы?

“Будто стража вдоль дороги, ведущей к храму, - два ряда сфинксов, фантастических существ с телом льва и головой человека или барана. По обе стороны ворот возвышаются массивные башни, украшенные рельефами. Перед ними высечены из гранита огромные фигуры фараона, восседающего на троне. У входа стоят обелиски – каменные “иглы фараонов”. Их остроконечные вершины, покрытые золотом и серебром, ослепительно сверкают в солнечных лучах.

За воротами – широкий двор, окруженный колоннами. Из двора виден огромный крытый зал с рядами колонн. Высоко вверх возносятся их могучие стволы. За главным залом в глубине храма находится самое скрытое и таинственное помещение. Только жрецы и фараоны вправе проникнуть туда, где стоит статуя бога – хозяина храма. В дни праздников в честь бога жрецы на плечах выносили его статую во двор храма, где их встречала толпа народа. Затем процессия медленно двигалась к реке и поднималась на корабль. Бог плыл по Нилу, как бы посещая других богов в их жилищах-храмах. По завершении празднества статую возвращали на место – в глубину храма”.

  • рассказ о храме в Абу – Симбел;
  • рассказ о храме в Карнаке;
  • рассказ о храме в Луксоре.

Иглы фараонов?

Охарактеризуйте архитектуру египтян. Что больше всего запомнилось?

VIII.  Скульптура и живопись египтян.

В гробницах, храмах, при раскопках древних городов Египта найдено множество произведений искусства. Они собраны в разных музеях мира.

Вы сразу догадаетесь, что вас окружают вещи, привезенные из Египта. В чем же особенности работы древнеегипетских мастеров?

Объясните, почему египетские художники в своих  скульптурных или живописных работах добивались точного портретного сходства с реальным человеком?

Какие ощущения вызывают у вас эти работы?

Правила художников и скульпторов Древнего Египта.

Пользуясь учебником ответьте на поставленные вопросы.

Правила для художников и скульпторов Древнего Египта:

  • среди людей крупнее всего изображали ____________?
  • Фигурки поменьше -   _________________?
  • Самые маленькие фигурки -   _____________?
  • У мужчин кожа ___________? А у женщин -   _____________?
  • Лицо и ноги рисовали _________________?
  • Глаза и плечи рисовали ______________?

 

  1. Подведение итогов.
  • Расскажите, что узнали на уроке?
  • Что запомнилось?
  • В чём уникальность древнеегипетских памятников искусства и архитектуры?

Из путешествий привозят фотографии, но к ним забыли сделать  подписи. Давайте сделаем вместе ( викторина в картинках).

 

X.   Д./З. Написать рассказ о путешествии в Древний Египет.  Параграф № 11.

 

Вход на сайт
Поиск
Календарь
«  Сентябрь 2019  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 4